Мон-сен-Одиль: магия кельтов и гробницы Меровингов

Знаменитая Винная дорога Эльзаса начинается с живописного средневекового селения Розгейм, основанного в начале XII века, и являющегося доменным владением германской императорской династии Гогенштауфен. Романская церковь Святых Петра и Павла из редкого жёлтого песчаника, была возведена средневековыми зодчими во времена императора Фридриха Барбароссы и до сих пор является уникальным памятником романской архитектуры.

Центральная улица древней деревушки являлась частью торгового пути ещё с римских времён и отрезком дороги средневековых паломников, которые держали свой путь в Рим, Сантьяго де Компостела и Иерусалим. Сразу за Розгеймом открывается впечатляющий вид на горную гряду, утопающих в голубоватой дымке, величественных Вогезов. Если внимательно вглядеться в контуры горного массива, то на одной из плоских вершин можно отчётливо разглядеть основательные и монументальные монастырские постройки: это старинное аббатство Святой Одилии Эльзасской, один из главных культовых центров всего христианского мира, существующий на вершине древней кельтской горы Альтона, с начала IX столетия.

Камни на вершине горы ещё помнят те времена, когда этими обширными территориями владели древние кельты и их магические жрецы-друиды собирали в полнолуние с помощью золотых серпов побеги священной омелы, чтобы приготовить из них ритуальный напиток для сакральных мистерий, сопровождающихся человеческими жертвоприношениями. Согласно легенде, монументальные фрагменты «языческой стены»-Mur paien, состоящей из огромных, поросших столетним мхом, валунов, были созданы именно кельтами для защиты своих территорий от римских легионов и набегов иных воинственных народов, которых в ту эпоху было предостаточно.

История самой Святой Одилии повествует о временах безжалостных и мрачных, когда нравы меровингских правителей были столь бесчеловечными, что от сказаний об их жутких деяниях кровь стынет в жилах, не меньше, чем от сказки про герцога Синюю бороду, а термин «цивилизация» приобретает совершенно иной смысл.

Итак, меровингский герцог Этихо, он же, Адальрикс-в те мрачные времена было хорошим тоном иметь два, а то и три имени: одно — галло-римское, другое – готское, приказывает своим слугам отнести новорожденную слепую дочь Одилию в лес, на съедение диким животным. Начало уже неплохое. Но слуги проявляют жалость к грудному ребёнку и её тайно переправляют в один из монастырей Бургундии, где и прячут. Там юная Одилия усердно молится Господу Богу и чудесным образом прозревает в возрасте четырнадцати лет.

Её старший брат Гуго узнаёт, что она жива и без разрешения и согласия своего отца герцога Этихо привозит её из Бургундии в родовой замок Гогенбург на горе Альтона. Герцог в припадке ярости убивает своего сына на глазах у Одилии и она спешно возвращается в бургундский монастырь, где усердно начинает молиться о душе своего отца и своими слезами избавляет его от чистилища. Этихо приносит покаяние и раскаивается в содеянном, он приказывает перестроить родовой замок в монастырь и Одилия становится его первой аббатисой, настоятельницей женского аббатства.

Не знаю, что здесь правда, а что-вымысел, но история сия-занимательная и весьма поучительная. Интересно, что Святая Одилия умирала дважды: сначала она умерла без причастия и тогда некие священники-маги (вероятно, кельтские жрецы, ставшие христианами?) чудом вернули её к жизни, чтобы совершить над ней обряд причастия и затем она уже покинула этот мир навсегда.

Святая Одилия является сегодня духовной покровительницей и небесной защитницей Эльзаса, а монастырь, расположенный на древней кельтской горе Альтона, в настоящее время является третьим по значимости религиозным центром во Франции, после святилища в Лурде и монастыря-острова Мон-сен-Мишель в Нормандии. Интересный факт: в IX веке император Карл Великий специально открывал гробницу-саркофаг Святой Одилии в монастыре Гогенбург, чтобы в качестве реликвии взять частицу её руки.

Атмосфера этого места действительно необычная и мистическая и каждый год это культовое место посещяет более двух миллионов человек.

Каждый ищет и находит что-то своё, видимо. 

Невероятные ощущения испытываешь каждый раз, когда поднимаешься на высоту почти восемьсот метров и лицезреешь столетние валуны, ещё помнящие сакральные ритуалы кельтов и поступь римских легионов, огромные дубы и сосны в древнем лесу, и ни с чем несравнимый вид на живописный ландшафт огромной виноградной долины Эльзаса у подножья гор, где когда-то, в доисторические времена, шумело древнее живое море. 

26.04.2018

Shares