Любовница Генриха IV

Габриэль д’Эстре была довольно молодой, когда стала любовницей короля Наварры, но ещё задолго до этого была продана за шесть тысяч экю Генриху III собственной матерью. 

Тому она быстро надоела и стала переходить из рук в руки столичных вельмож и аристократов: то жила с кардиналом де Гизом, то принадлежала герцогу де Лонгвилю, пока на её пути не встретился любвеобильный Генрих IV, который влюбился в неё, как мальчишка, и сделал её своей любовницей. 

Благодаря своей фаворитке Генрих принял католицизм и даже хотел развестись с Маргаритой Валуа, чтобы возвести Габриэль на престол. К слову, королева Марго была бесплодна и отношениям между этими женщинами посвящена одна замечательная картина неизвестного французского художника «Габриэль д’Эстре с сестрой», которая полна тайных символов и метафор. 

На полотне, находящемся в Лувре, изображены по пояс две обнаженные женщины в ванне, на фоне багрянных занавесок. Женщина справа, держащая в руке кольцо-фаворитка короля Генриха IV Габриэль д’Эстре, слева-её сестра, которая левой рукой щиплет её за правый сосок, похожий на спелую пунцовую ягоду земляники, вероятно, намекая этим жестом на её будущую беременность. Возможно, этот намёк на тайну рождения Сезара де Вандома, внебрачного сына Генриха IV. На заднем плане картины изображена швея, парка, вышивающая левой рукой нить судьбы. 

Существует и другая версия этой картины, которая не менее интересна: обручальное кольцо, которое держит Габриэль д’Эстре, не находится у неё на пальце как у замужней женщины. Ей так и не удалось стать женой короля Генриха IV потому, что она умерла всего за несколько дней до своей свадьбы. Ванна символизирует смерть, так как в последние минуты жизни фаворитки короля врач поместил её в ванну с водой, чтобы ослабить боль. Там она и умерла. Швея на заднем плане шьёт похоронное платье. Также теме смерти служит подтверждением и небольшая картина, висящая возле камина, на которой изображён обнаженный человек, как символ Страшного суда и очищения через смерть. Женщина, держащая Габриэль за правый сосок,-Маргарита де Валуа, первая жена Генриха IV. Этот жест символизирует, что Габриэль д’Эстре родила королю детей, пусть и бастардов, а Маргарита Валуа-нет. 

Картина неизвестного художника школы Фонтенбло «Габриэль д’Эстре с сестрой» (1594 год) была приобретена Лувром в 1937 году и в настоящее время находится на втором этаже галереи Ришельё. 

В июне 1594 года, через три месяца после провозглашения Генриха королём Франции, Габриэль д’Эстре родила ему сына, которого назвали Сезаром в честь Гая Юлия Цезаря. Ещё одного королевского бастарда, сына Александра фаворитка родила в 1598 году. В 1599 году бездетный брак Генриха с Маргаритой Валуа был расторгнут и король передал Габриэль коронационное кольцо и потому она была уверена, что скоро последует свадьба, однако 9 апреля 1599 года она на четвёртом месяце беременности родила недоношенного ребёнка, а когда на следующий день Генрих вернулся в Париж из Фонтенбло, Габриэль была уже мертва. 

При дворе говорили, что фаворитку короля отравили представители тех придворных кругов, которые были заинтересованы в заключении брака короля с представительницей семейства Медичи. Сложно сказать, было ли это правдой, но факт состоит в том, что 17 декабря 1600 года в Руане Генрих женился на тосканской принцессе Марии Медичи, которая родила ему впоследствии шестерых законных детей. 

07.06.2018

Shares